Жанр Хоррор, шутер
Издатель Apogee Entertainment, Atari
Разработчик Trigger Happy Interactive
Минимальные требования

Четырехъядерный процессор с частотой 2,0 ГГц, 16 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 10 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 970 / AMD Radeon R9 390X, 20 Гбайт на накопителе, аккаунт в Steam или Xbox

Рекомендуемые требования Восьмиядерный процессор с частотой 3,0 ГГц, 32 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 10 и 4 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce RTX 3050 / AMD Radeon RX 6500XT
Дата выхода 20 ноября 2025 года
Возрастной ценз От 17 лет
Локализация Отсутствует
Платформы PC, Xbox Series X|S, PlayStation 5
Официальный сайт

Играли на PC

На первый взгляд, смена жанра в новой игре от Trigger Happy Interactive кажется странной. От разработчиков ураганной Turbo Overkill, которую я искренне считаю лучшим шутером если не века, то последних десяти лет, меньше всего ждешь жуткого, тягучего хоррора. Хотя, на самом деле, объяснить выбор легко. Total Chaos — ремейк одноименного проекта 2018 года, за которым стоял Сэм Преббл (Sam Prebble), один из основателей студии. Мод на GZDoom в первую очередь получил признание за потрясающую атмосферу и невероятную работу с графикой. Полноценная игра не только сохранила мрачное обаяние оригинала, но и во многом улучшила игровой процесс.

Total Chaos — тот самый туманный остров. Рецензия

⇡#Остров зовет

Как все мрачные истории, Total Chaos начинается с загадки. Сотрудник береговой охраны получает странный сигнал бедствия с острова под названием Форт Оазис. Когда-то он действительно был полным жизни местом посреди бушующего океана, сердцем которого служила богатая шахта. Место знакомо и протагонисту — в прошлом ему довелось там поработать. Но спустя многие годы остров пришел в запустение и ныне встречает редких посетителей безмолвными бетонными пирсами. Шторм выбрасывает побитый катер протагониста к причалу. И хотя герой все же сумел починить транспорт и мог бы убираться отсюда подобру-поздорову, загадочный голос по рации тянет его вглубь острова. Голос — и демоны прошлого.

Первые минуты создают обманчивое впечатление меланхоличного покоя. Лабиринт из кирпичной кладки и коммуникаций завален мусором, но совершенно заброшен. Лишь шум волн эхом отражается от стен. Но Total Chaos — не банальный симулятор ходьбы, даром что собрана игра на Unity. Изначально, кстати, авторы использовали Unreal Engine 5, но перешли на менее прожорливый движок. К их чести, картинка от этого не пострадала.

Мне сложно объяснить, как художники сумели добиться подобного эффекта. Технологичностью игра явно не блещет, да и на скриншотах выглядит так себе. Текстуры, модели, свет — на уровне хорошего инди, но все же инди. И тем не менее она порой завораживает. То и дело останавливаешься, чтобы поглазеть на окружение: то на вид прибоя на причале, то на рваную ткань, колышущуюся на раме выбитого окна, то на разлом, уходящий вглубь земли, на сколько хватает глаз.

Total Chaos — тот самый туманный остров. Рецензия

Вскоре осознаешь, что Форт Оазис вовсе не заброшен. Из темноты вдруг выплывает грозный силуэт, а кирка, как назло, сломалась об ящики, преграждавшие путь. Поэтому от кровожадного брута (напоминает более мощную версию импа — наследие Doom не забыто) приходится убегать. Коридоры сливаются, и не понимаешь уже, как долго и куда бежишь.

Узкие тропы между нависающими стенами сперва кажутся рудиментом мода на GZDoom. Но они же рождают чувство клаустрофобии. Вкупе с эффектом «рыбьего глаза» стены вечно давят, нависают над героем. Один из многих кирпичиков в конструкции, призванной постоянно держать игрока в напряжении. Вам будет очень неуютно.

⇡#Надейся на лучшее, готовься к худшему

В отличие от многих современных инди-ужастиков, Total Chaos не ставит вас в положение беззащитной жертвы. Не пройдет и получаса, как в руках окажется первая дубинка. В основном оружие придется собирать на верстаках, и обновлять арсенал надо регулярно — ломаются все эти трубы и заточки быстро. По мере прохождения вы будете натыкаться на разные чертежи, подсказывающие верные «рецепты». При этом комбинации не заблокированы: додумались без чужих подсказок, что нож можно примотать к длинной палке, — отлично.

Total Chaos — тот самый туманный остров. Рецензия

Поэтому первое время суешь в рюкзак все, что плохо лежит, а потом пытаешься приспособить собранные вещи друг к другу — авось получится. Помимо хлама для импровизированного оружия, приходится собирать и иные полезные ресурсы. В Total Chaos есть элементы выживания: вы тратите силы на бег и удары, и восполнять их надо калориями, а раны со временем вызывают кровотечение.

В первых главах кажется, что рюкзака на полсотни кило хватит на все. Но уже через несколько глав (всего их девять) вы подберетесь к лимиту. Чем ближе к нему, тем больше штраф от перегруза: медленнее двигаетесь, быстрее выдыхаетесь. Немного расширить допустимый вес получится особыми пилюлями, но, чтобы их найти, стоит очень внимательно исследовать локации. Игра богата на тайники, в которых вполне может быть второе дно… Так или иначе, в какой-то момент придется выбирать, взять ли запасной топорик, или отдать предпочтение дополнительной аптечке.

В основном биться с чудищами предстоит лицом к лицу. Боевая система понятная и привычная и удачно совмещает знакомые элементы. Можно бить быстрыми слабыми ударами или же вложить энергию в мощный замах. Чем длиннее удачная серия выпадов, тем больше урона наносите каждым следующим попаданием. Защититься же можно своевременным отскоком или вовремя поставленным блоком. В обороне долго стоять не дают — герой прикрывается руками на секунду, может, две. Зато если отбить вражеский удар в последний момент, то сразу получите прилив сил. Бонус очень полезный, если учесть, как быстро протагонист выдыхается.

Total Chaos — тот самый туманный остров. Рецензия

Различные мелочи вносят разнообразие в драки. Монстры требуют своего подхода: с брутами сходишься в честном поединке, обмениваясь ударами; духов лучше спровоцировать на бросок, от которого легко уйти вбок и контратаковать; гигантских пауков проще вообще не беспокоить, а тихо прокрасться мимо. Во врагов можно кидаться хламом, что подворачивается под руку: кирпичами или бутылками. Даже собственное оружие дают метнуть. Причем тупой молот отскочит от удара, а вот клинок вонзится в противника, и подобрать его дадут лишь с мертвой туши.

Некоторые приемы могут сильно облегчить жизнь. К примеру, если кинуть во врага бутыль с алкоголем, когда он рядом с огнем, то чудище охватит пламя. А если метнуть крепкую дубину в жуткий гибрид человека с крокодилом — она застрянет в пасти монстра и не даст ему провести мощную атаку.

Стоит оставить место в рюкзаке и под огнестрел. Набор стандартный: автоматический пистолет, пистолет-пулемет, дробовик и револьвер. Из экзотики — гарпун, болты для которого можно потом вытащить из бездыханных тел. Патроны выдают дозированно, поэтому стрелять стоит в крайнем случае. Но и трястись над каждой дробинкой не обязательно. Если в меру экономить, то под конец вполне получится собрать хороший запас.

Total Chaos — тот самый туманный остров. Рецензия

Не хватает разве что смачных контекстных добиваний. А жаль, ведь в Turbo Overkill было множество сценок от первого лица — может, в этот раз не хватило времени. Или авторы не хотели делать протагониста излишне брутальным. Все же Total Chaos старается выбивать игрока из зоны комфорта всеми способами, и каждая победа должна ощущаться «на грани».

Действие никогда не встает на паузу, поэтому не выйдет во время схватки открыть инвентарь и копаться в поисках аптечек — монстры ждать не станут. Процесс постоянно давит на игрока, а каждый шаг вглубь острова — на протагониста. Настолько, что психика героя начинает давать трещину. В такие моменты реальность оборачивается кошмаром. Из стен начинает сочиться кровь, а в разломах пульсирует масса плоти. Изображение дрожит, из колонок доносится какой-то потусторонний гул…

Вернуть ясность рассудка можно у проигрывателей, которые здесь выполняют функцию точек для сохранений. Конечно, первым порывом будет прийти в себя как можно скорее, избавиться от жутких видений и преследующих вас монстров без лиц. Но стоит ли… Ведь если не убегать от проблем, а стойко вытерпеть самые тяжелые времена, то, может быть — лишь может быть, — это даст шанс найти иную дорогу и освободиться по-настоящему.

Total Chaos — тот самый туманный остров. Рецензия

Total Chaos через игровой процесс пытается донести идею о том, что простой путь — не всегда лучший. В ней намеренно рваный ритм, она любит обманывать ожидания. Думаешь, что вот-вот дадут выдохнуть, но игра продолжает давить волной монстров. Или нагнетает напряжение, не давая настоящей разрядки. Ты уже вцепился в топор и готов дать бой, но монстр так и не появляется. Сбивает с толку одинаковыми коридорами, в которых иногда легко заплутать, а карту, если она вообще есть, приходится искать среди записок.

* * *

Можно ли было сделать игровой процесс приятнее? Безусловно. Но смысл хоррора на выживание как раз в том, чтобы выбивать из колеи и заставить собственно выживать. Что-то, конечно, можно было поправить без вреда для атмосферы — те же чертежи сложно читать, так как в них нет названий, а только зарисовки. Дали бы быстрый доступ к комбинациям, которые вы уже однажды успешно подобрали. Или обошлись бы без подлых приемов с появлением монстров за спиной. Но, несмотря на все проблемы и шероховатости, Total Chaos дарит неповторимый опыт. Авторам удалось создать один из лучших ужастиков за последние годы, где геймплей и атмосфера работают в унисон.

Достоинства:

  • стильная и атмосферная картинка;
  • хорошо сбалансированный и в меру увлекательный ближний бой;
  • хитрые секреты, которые приятно находить;
  • интересная механика безумия;
  • гипнотическая финальная композиция за авторством Акиры Ямаоки.

Недостатки:

  • преступно мало музыки от Акиры Ямаоки!
  • альтернативный финал разочаровывает после тех сложностей, которые к нему ведут.

Графика

Одно из самых удачных применений Unity, что я видел. Вроде бы картинка не технологичная, но чертовски выразительная.

Звук

Мир игры звучит реалистично и «грязно». Эхо шагов, грохот волн, лязг цепей и рык монстров закладывают еще один слой в общую тягучую атмосферу. Но вот музыки, хотя бы эмбиента в самые эмоциональные моменты, как-то не хватает.

Одиночная игра

Продуманная смесь из ближнего боя, исследований и крафта, приправленная легким элементом выживания.

Оценочное время прохождения

Порядка двенадцати часов на нормальной сложности

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Total Chaos намеренно неидеальна. Но именно это и делает ее уникальным и захватывающим ужастиком.

Оценка: 9,0/10

Подробнее о системе оценок

Total Chaos

Видео:

    Total Chaos — тот самый туманный остров. Рецензия